Нормaтивные документы

Указ Президента Республики Беларусь № 152 от 16 марта 2006 г.


Об утверждении перечня административных процедур

Об утверждении перечня административных процедур, выполняемых государственными органами и иными государственными организациями по обращениям граждан за выдачей справок или других документов

В целях соблюдения прав и законных интересов граждан при обращении в государственные органы, иные государственные организации, совершенствования деятельности этих органов и организаций в данной сфере постановляю:

1. Утвердить прилагаемый перечень административных процедур, выполняемых государственными органами и иными государственными организациями по обращениям граждан за выдачей справок или других документов.

2. Установить, что обороты по реализации гражданам услуг по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, а также по реализации гражданам работ по технической инвентаризации недвижимого имущества и иных работ (услуг) по выдаче справок и других документов в отношении недвижимого имущества освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость.

3. Национальному центру правовой информации обеспечить издание перечня административных процедур, выполняемых государственными органами и иными государственными организациями по обращениям граждан за выдачей справок или других документов, утвержденного настоящим Указом, в количестве, необходимом для работы с гражданами в государственных органах и иных государственных организациях.

4. Совету Министров Республики Беларусь:

* совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом осуществлять систематический анализ проблемных вопросов, касающихся организации работы по обращениям граждан за выдачей справок и других документов на основе заявительного принципа "одно окно", и принятие необходимых мер по корректировке актов законодательства;* в шестимесячный срок осуществить меры, направленные на приведение актов законодательства в соответствие с данным Указом, и иные меры по его реализации.

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Республики Беларусь А. Лукашенко

"О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата"


Директива № 2 от 27 декабря 2006 г.

Республика Беларусь динамично развивается во всех сферах жизнедеятельности государства и общества. Высокие результаты, достигнутые в различных отраслях народного хозяйства, являются следствием совместных усилий государства, общества и каждого человека. И направлены они на то, чтобы сделать достойной жизнь наших граждан.

Недаром на третьем Всебелорусском народном собрании девизом нынешнего пятилетия провозглашено построение государства для народа.

Поэтому основной целью органов государственной власти является проведение такой политики, реализация таких проектов, которые бы последовательно улучшали качество жизни людей, максимально облегчали решение вопросов, с которыми повседневно сталкиваются граждане.

Сделано в этом направлении немало - принят целый ряд мер, призванных обеспечить доступность, простоту, оперативность решения насущных проблем каждого человека. Сейчас главное - надлежащая и своевременная реализация намеченного, дальнейшее улучшение работы всех структур в государстве.

Однако отдельные негативные факты проявления бюрократизма в деятельности государственного аппарата значительно снижают возможность нашего движения вперед.

Еще есть руководители, избравшие удобный для себя так называемый "кабинетный" стиль работы, предпочитающие принимать решения без объективного анализа реальной обстановки на местах. Создавая видимость деловой активности, они сводят свою деятельность к подготовке различного рода информации, справок, инструкций, планов, отчетов, отвлекая тем самым от конкретной работы большое количество служащих различных организаций. Это, несомненно, снижает результативность работы государственного аппарата, зачастую приводит к искажению решений, принимаемых на государственном уровне.

Проявляемые некоторыми чиновниками формализм, волокита, бумаготворчество, чванство, неуважение к людям, безразличие к их судьбам и потребностям, о чем свидетельствуют поступающие на рассмотрение Главы государства обращения граждан, подрывают их доверие государству. Такое положение дел недопустимо.

В целях дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата, улучшения работы с гражданами:

1. Принять меры, направленные на дальнейшую оптимизацию деятельности государственных органов и иных государственных организаций (далее - государственные органы). Для этого:

1.1. считать состояние работы с гражданами одним из основных критериев оценки деятельности государственных органов.

Руководителям государственных органов обращать особое внимание на обеспечение внимательного, ответственного, доброжелательного отношения работников к гражданам.

По каждому случаю формализма, предвзятого, нетактичного поведения, грубости и неуважения к людям проводить проверку и при подтверждении соответствующих фактов привлекать виновных к ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности;

1.2. государственным органам, их должностным лицам при принятии решений, затрагивающих права и законные интересы граждан, неукоснительно соблюдать требования законодательства, не допускать их произвольного толкования и "отсебятины" при применении. В случае неясности или нечеткости предписаний правового акта решения должны приниматься исходя из максимального учета интересов граждан;

1.3. пересмотреть режим работы структурных подразделений и должностных лиц государственных органов, осуществляющих прием граждан и (или) выдачу им справок и других документов, определив его в удобное для населения время. Прием граждан в рабочие дни должен начинаться не позднее 8 часов или завершаться не ранее 20 часов, а также осуществляться по субботам и (или) воскресеньям, если это необходимо с учетом количества и специфики обращений.

Руководители государственных органов несут персональную ответственность за обеспечение указанного режима работы в возглавляемых государственных органах, а также в подчиненных организациях;

1.4. не допускать наличия очередей, а также длительного ожидания гражданами приема в государственных органах.

В случае систематического возникновения в государственном органе ситуаций, указанных в части первой настоящего подпункта, принимать безотлагательные меры по устранению этих явлений и порождающих их причин;

1.5. внедрять в практику:

* предварительную запись граждан на прием в государственные органы по телефону или с помощью электронных средств связи, а также карточки обслуживания граждан, в которых указываются время и место обслуживания, должность, фамилия и имя обслуживающего работника. При изменении согласованного порядка приема соответствующий государственный орган должен уведомить об этом гражданина;* предварительное консультирование граждан конкретным работником (работниками) государственного органа;

1.6. исключить случаи необоснованного вызова граждан в суды, прокуратуру, органы внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований, Комитета государственного контроля, налоговые, таможенные и иные государственные органы, их нахождения в указанных органах сверх установленного законодательными актами времени, а также сверх времени, необходимого для производства процессуальных действий ;

1.7. расширить практику использования телефонных "горячих линий", регулярного проведения должностными лицами государственных органов выездных приемов граждан, встреч с населением по месту жительства и в коллективах работников.

При этом поднимаемые гражданами вопросы, не требующие специальной дополнительной проверки и относящиеся к компетенции соответствующего должностного лица, должны решаться безотлагательно. Иные вопросы должны быть рассмотрены в течение одного месяца со дня обращения;

1.8. установить, что государственные средства массовой информации в трехдневный срок уведомляют государственные органы об опубликованных в соответствующих периодических изданиях либо о прозвучавших в программах теле- и радиоканалов материалах о невыполнении работниками таких органов требований законодательства по работе с гражданами.

Руководители государственных органов обязаны в месячный срок рассмотреть такие материалы и принять меры по устранению допущенных нарушений и причин, их порождающих, а также привлечь виновных в этом к ответственности;

1.9. коллективные обращения 30 и более граждан в государственные органы (к должностным лицам) по вопросам, входящим в компетенцию этих органов (лиц), подлежат рассмотрению с выездом на место нахождения объекта, являющегося предметом обращения, если иное не вытекает из этого обращения;

1.10. руководителям государственных органов уделять особое внимание соблюдению требований законодательства об административных процедурах.

При обращении граждан в государственные органы за выдачей справок или других документов запрещается требовать от них документы, не предусмотренные законодательством об административных процедурах, за исключением паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.

По каждому факту нарушения таких требований, истребования от граждан документов, предоставление которых не предусмотрено законодательством об административных процедурах, необоснованного отказа в выдаче справок или других документов, неправомерного взимания платы за их выдачу, а также нарушения сроков выдачи справок либо иных документов привлекать виновных к ответственности.

При наличии в государственном органе двух и более нарушений, указанных в части третьей настоящего подпункта, руководитель этого органа привлекается к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности;

1.11. при проведении обязательной юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов должна оцениваться обоснованность включения в них норм, содержащих дополнительные административные процедуры или усложняющих уже существующие.

2. Оптимизировать отчетно-статистическую деятельность:

2.1. сбор первичных статистических данных по формам централизованных государственных статистических наблюдений осуществлять исключительно органами государственной статистики, которые в установленном порядке должны доводить сводные статистические данные до заинтересованных;

2.2. государственным органам, за исключением органов государственной статистики, проводить сбор первичных статистических данных только по формам нецентрализованных государственных статистических наблюдений, утвержденным Министерством статистики и анализа;

2.3. исключить дублирование статистических показателей в формах централизованных и нецентрализованных государственных статистических наблюдений. При наличии такого дублирования соответствующие показатели подлежат исключению из форм нецентрализованных государственных статистических наблюдений;

2.4. запрещается введение новых форм централизованных и нецентрализованных государственных статистических наблюдений без согласования с Межведомственным советом по государственной статистике;

2.5. установить, что руководители государственных органов могут вводить в подчиненных организациях дополнительную отчетность, кроме указанной в подпунктах 2.1 и 2.2 настоящего пункта, которая является ведомственной отчетностью, только по согласованию с Межведомственным советом по государственной статистике.

Перечень и формы ведомственной отчетности утверждаются руководителями указанных органов ежегодно до 1 декабря года, предшествующего отчетному. Расширение перечня ведомственной отчетности в течение года допускается в случае, если это вытекает из законов, решений и поручений Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь.

В формах ведомственной отчетности должны быть определены: исчерпывающий перечень субъектов, от которых истребуется информация, периодичность ее представления и круг субъектов, которым она представляется;

2.6. не допускается запрос государственными органами у непосредственно не подчиненных им организаций иной информации, кроме государственной статистической отчетности и ведомственной отчетности, (далее - разовая информация), а также по вопросам, не входящим в компетенцию этих государственных органов, за исключением случаев, когда разовая информация запрашивается на основании или во исполнение законов, решений и поручений Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь*;

2.7. запрещается сбор данных по формам государственных статистических наблюдений, ведомственной отчетности чаще одного раза в месяц, за исключением случаев сбора данных об организации и проведении сельскохозяйственных работ, о правонарушениях и чрезвычайных ситуациях и иных случаев, согласованных с Межведомственным советом по государственной статистике.

3. Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому:

3.1. проводить систематическую работу по:

3.1.1. изучению организации работы с обращениями граждан за выдачей справок и других документов на основе заявительного принципа одного окна и принимать необходимые меры по корректировке соответствующих актов законодательства;

3.1.2. упрощению административных процедур, в том числе путем сокращения количества документов, необходимых для их совершения;

3.1.3. обеспечению максимально полного информирования граждан об использовании заявительного принципа одного окна, в том числе через средства массовой информации и сеть Интернет;

3.1.4. повышению квалификации работников государственных органов, деятельность которых непосредственно связана с работой с гражданами;

3.1.5. унификации функций структурных подразделений государственных органов с целью максимального сокращения количества должностных лиц, участвующих в рассмотрении обращений граждан в рамках соответствующей административной процедуры;

3.2. в трехмесячный срок:

3.2.1. по итогам изучения организации работы с обращениями граждан за выдачей справок и других документов на основе заявительного принципа одного окна определить лучшую организацию по осуществлению каждого вида административных процедур и на базе такой организации провести обучающие семинары по данному вопросу;

3.2.2. обеспечить оптимальные сроки действия выдаваемых гражданам справок и иных документов, необходимых для совершения административных процедур, а также правоустанавливающих документов, получаемых гражданами в результате выполнения административных процедур, с целью устранения многократности возбуждения и документирования таких процедур по одному и тому же вопросу;

3.2.3. провести инвентаризацию сведений, содержащихся на информационных стендах, сайтах государственных органов, с целью исключения противоречивой, неактуальной информации, восполнения пробелов в информировании граждан с учетом требований законодательства об административных процедурах;

3.2.4. обеспечить разработку единой методики (рекомендаций) по оформлению информационных стендов государственных органов с учетом требований законодательства об административных процедурах;

3.3. до 1 января 2008 г. принять меры по техническому и информационно-технологическому переоснащению структурных подразделений государственных органов, деятельность которых непосредственно связана с работой с гражданами.

4. Совету Министров Республики Беларусь:

4.1. до 1 апреля 2007 г. представить Президенту Республики Беларусь отчет о ходе реализации Государственной программы информатизации Республики Беларусь на 2003-2005 годы и на перспективу до 2010 года "Электронная Беларусь";

4.2. до 1 января 2008 г. обеспечить объединение базовых информационных ресурсов, имеющих государственное значение, в единую информационную систему, доступ к ней соответствующих государственных органов, а также защищенность таких ресурсов от несанкционированного доступа;

4.3. обеспечить поэтапное создание и внедрение начиная с 1 января 2008 г. регистра населения как единой информационной системы, содержащей персональные данные граждан Республики Беларусь,а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь. О ходе создания и внедрения регистра населения докладывать Президенту Республики Беларусь каждое полугодие;

4.4. в шестимесячный срок принять иные меры по реализации настоящей Директивы.

5. Республиканским органам государственного управления по согласованию с облисполкомами и Минским горисполкомом в трехмесячный срок разработать и утвердить инструкции по проведению отдельных (сложных и многоступенчатых) административных процедур, определяющие порядок работы государственных органов и их взаимодействия между собой при осуществлении административных процедур с установлением их четких сроков и поэтапности.

6. Министерству статистики и анализа:

6.1. до 1 января 2008 г. сформировать единый электронный банк данных, содержащий сведения о действующих в Республике Беларусь формах государственных статистических наблюдений, ведомственной отчетности, указания по их заполнению. Обеспечить государственным органам доступ к единому электронному банку данных;

6.2. совместно с другими республиканскими органами государственного управления ежегодно пересматривать формы государственных статистических наблюдений в целях их оптимизации и снижения нагрузки на субъектов, от которых истребуются первичные статистические данные, посредством:

* проверки обоснованности и актуальности предусмотренных в них статистических показателей и устранения их дублирования;* максимально возможного увеличения периодов представления государственной статистической отчетности.

Координацию этой работы возложить на Межведомственный совет по государственной статистике;

6.3. ежегодно систематизировать правовые акты, утверждающие формы государственных статистических наблюдений.

7. Совету по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь до 1 октября 2007 г. обеспечить проведение проверки обоснованности введения ведомственной отчетности.

8. Государственным органам до 1 марта 2007 г. утвердить перечни и формы ведомственной отчетности.

9. Министерству информации организовать постоянное освещение в средствах массовой информации принимаемых мер по совершенствованию работы с гражданами, дебюрократизации государственного аппарата.

10. Прокуратуре Республики Беларусь усилить надзор за соблюдением законодательства при принятии решений должностными лицами государственных органов, а также судебных решений по гражданским, уголовным делам, делам об административных правонарушениях, затрагивающих права и законные интересы граждан.

11. Контроль за выполнением настоящей Директивы возложить на Совет Министров Республики Беларусь и Комитет государственного контроля.

Учитывая важность борьбы с бюрократизмом, обращаюсь к Советам депутатов всех уровней, профсоюзным, молодежным, женским, ветеранским и другим общественным объединениям, иным организациям с просьбой оказывать активное содействие в реализации положений данной Директивы.

Только совместными усилиями можно обеспечить защиту интересов отдельной личности, государства и общества, устранить негативные явления, связанные с проявлениями бюрократизма во всех сферах жизни.

Президент Республики Беларусь А. Лукашенко

"О совершенствовании работы с населением"


Декрет № 2 от 14 января 2005 г.

В целях соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан, реализации их конституционного права на участие в решении государственных дел и в соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь постановляю:

1. Ввести в государственных органах и иных организациях (далее - организации), у индивидуальных предпринимателей книгу замечаний и предложений (далее - книга).

2. Установить, что:

2.1. книга является документом единого образца, выдается и регистрируется в налоговом органе по месту постановки организации, индивидуального предпринимателя на учет, хранится в организации или у индивидуального предпринимателя в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь;

2.2. в книгу вносятся замечания и предложения граждан о деятельности данной организации или индивидуального предпринимателя, качестве производимых (реализуемых) ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;

2.3. руководители организаций, индивидуальные предприниматели несут персональную ответственность за ненадлежащую работу с замечаниями и предложениями граждан, изложенными в книге;

2.4. не подлежат обязательному рассмотрению изложенные в книге:

* замечания и предложения по вопросам, не относящимся к деятельности организации, индивидуального предпринимателя;* замечания и предложения по вопросам, не указанным в подпункте 2.2 настоящего пункта;* жалобы и заявления, для которых законодательством установлен иной порядок направления и рассмотрения;

2.5. организация (уполномоченное лицо, ответственное за ведение книги), индивидуальный предприниматель обязаны:

2.5.1. вести книгу в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, в организации, ее обособленных подразделениях, расположенных вне места нахождения организации, у индивидуального предпринимателя, а также в местах реализации ими товаров, выполнения работ или оказания услуг;

2.5.2. предъявлять книгу по первому требованию гражданина;

2.5.3. в течение 15 дней рассматривать изложенные в книге замечания и предложения, не требующие дополнительного изучения и проверки, и принимать по ним меры.

При необходимости проведения специальной проверки, получения дополнительной информации руководители организаций (уполномоченные лица, ответственные за ведение книги), индивидуальные предприниматели, в адрес которых поступили изложенные в книге замечания и предложения, могут продлить указанный в части первой настоящего подпункта срок, но не более чем на 15 дней, с одновременным уведомлением об этом гражданина;

2.5.4. вносить в книгу сведения о результатах рассмотрения замечаний и предложений граждан;

2.5.5. в случае отказа в удовлетворении замечания и (или) предложения письменно информировать об этом гражданина в установленный в подпункте 2.5.3 настоящего пункта срок с мотивацией причин отказа. Отметка о направленном гражданину ответе вносится в книгу. Копия ответа хранится вместе с книгой.

При отсутствии фамилии гражданина, данных о его месте жительства и (или) работы письменный ответ не направляется и соответствующая отметка о причинах отказа в удовлетворении замечания и (или) предложения вносится в книгу;

2.6. граждане имеют право:

* знакомиться с материалами проверки, использованными при рассмотрении их замечаний и предложений, в той мере, в какой это не затрагивает права других граждан и не противоречит требованиям законодательства об охране государственных секретов, коммерческой и (или) иной охраняемой законом тайны;* обжаловать в установленном порядке отказ в предоставлении книги, а также в рассмотрении по существу изложенных в книге замечаний и предложений в вышестоящие организации и (или) в суд, а в отношении индивидуального предпринимателя - в орган, его зарегистрировавший, и (или) в суд;

2.7. вышестоящие организации обязаны контролировать соблюдение требований настоящего Декрета подчиненными (подведомственными) организациями и принимать в установленном порядке меры по устранению выявленных нарушений.

Контролирующие органы, органы прокуратуры, лицензирующие органы, органы, осуществляющие государственный надзор за соблюдением технических регламентов, обязаны при проведении проверок (ревизий) деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей проверять соблюдение требований настоящего Декрета;

2.8. несоблюдение руководителем организации или уполномоченным лицом, ответственным за ведение книги, либо индивидуальным предпринимателем требований настоящего Декрета - влечет наложение штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин;

2.9. право составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном в подпункте 2.8 настоящего пункта, предоставляется уполномоченным должностным лицам органов Комитета государственного контроля, налоговых органов, органов внутренних дел, городских и районных исполнительных комитетов, администраций районов в городах;

2.10. право рассматривать дела об административном правонарушении, предусмотренном в подпункте 2.8 настоящего пункта, и налагать административные взыскания предоставляется от имени:

* органов Комитета государственного контроля - Председателю Комитета государственного контроля и его заместителям, начальникам главных управлений этого Комитета и их заместителям, председателям комитетов государственного контроля областей и их заместителям, начальникам органов финансовых расследований и их заместителям, председателям межрайонных комитетов государственного контроля и лицам, их замещающим;* налоговых органов - начальникам территориальных налоговых органов и их заместителям;* органов внутренних дел - начальникам главных управлений, управлений в г. Минске, областях, управлений внутренних дел в городах, районах, районах в городах и их заместителям;* городских и районных исполнительных комитетов, администраций районов в городах - соответствующим административным комиссиям.

Решения указанных в части первой настоящего подпункта должностных лиц, административных комиссий о наложении административного взыскания могут быть обжалованы в судебном порядке.

Информация о наложении административного взыскания направляется указанными в части первой настоящего подпункта должностными лицами, административными комиссиями в лицензирующий орган, выдавший специальное разрешение (лицензию) на вид деятельности, при осуществлении которого допущено правонарушение, для принятия решения о приостановлении действия этого специального разрешения (лицензии).

3. В пункте 26 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 79, 1/4779):

* после части второй дополнить пункт частью следующего содержания:* "В случае систематического (три и более раз в течение календарного года) нарушения лицензиатом либо его обособленным подразделением требований законодательства при ведении книги замечаний и предложений, рассмотрении изложенных в ней замечаний и предложений, повлекших наложение административного взыскания, лицензирующий орган на основании представленной информации о наложении взысканий обязан принять решение о приостановлении действия лицензии на срок до шести месяцев.";* части третью и четвертую считать соответственно частями четвертой и пятой.

4. Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок:

* по согласованию с Администрацией Президента Республики Беларусь установить форму книги, а также определить порядок ее выдачи, регистрации, ведения и хранения;* обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Декретом;* принять иные меры по выполнению данного Декрета.

5. Контроль за выполнением настоящего Декрета возложить на Комитет государственного контроля.

6. Настоящий Декрет вступает в силу через три месяца после его официального опубликования, за исключением пункта 4 и настоящего пункта, которые вступают в силу со дня официального опубликования данного Декрета, является временным и согласно части третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь представляется на рассмотрение Национального собрания Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь А. Лукашенко

Указ № 432 от 13 сентября 2005 г.


"О некоторых мерах по совершенствованию организации работы с гражданами в государственных органах, иных государственных организациях"

В целях соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан, пресечения проявлений бюрократизма и волокиты в деятельности государственных органов, иных государственных организаций, улучшения качества их работы с гражданами:

1. Установить, что законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь определяется порядок организации работы с гражданами в государственных органах, иных государственных организациях (далее - порядок работы с гражданами), предусматривающий:

* порядок рассмотрения письменных и (или) зарегистрированных в установленном порядке устных заявлений граждан, по которым требуется выдача справок либо иных документов, содержащих подтверждение фактов, имеющих юридическое значение (далее - справки);* исчерпывающие перечни документов и (или) сведений, представляемых гражданами в государственный орган, иную государственную организацию (далее - государственный орган) для выдачи справок (далее - перечни), если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь;* сроки выдачи и действия справок;* размер платы, взимаемой за выдачу справок.

2. Областные, Минский городской Советы депутатов и областные, Минский городской исполнительные комитеты в пределах своей компетенции могут принимать нормативные правовые акты, устанавливающие порядок работы с гражданами на соответствующей территории, по вопросам местного значения при отсутствии соответствующего правового регулирования данных вопросов в законах Республики Беларусь, нормативных правовых актах Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь.

3. Не допускается:

* регулирование порядка работы с гражданами иными правовыми актами, кроме указанных в пунктах 1 и 2 настоящего Указа;* принятие (издание) нескольких нормативных правовых актов по одному и тому же вопросу, касающемуся порядка работы с гражданами;* установление в правовых актах областных, Минского городского Советов депутатов и областных, Минского городского исполнительных комитетов иных требований и условий, касающихся порядка работы с гражданами, в том числе дополнительных, нежели определенных в законах Республики Беларусь, нормативных правовых актах Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь;* делегирование Советом Министров Республики Беларусь, областными, Минским городским Советами депутатов и областными, Минским городским исполнительными комитетами другим государственным органам полномочий на принятие (издание) нормативных правовых актов, устанавливающих порядок работы с гражданами.

4. В перечни подлежат включению документы и (или) сведения, подтверждающие факты, имеющие юридическое значение, и непосредственно относящиеся к рассматриваемым в государственном органе вопросам.

Не допускается включение в перечни документов и (или) сведений, которые имеются в государственном органе или могут быть получены им от других государственных органов, иных организаций, а также из государственных регистров, реестров, кадастров, баз и банков данных.

5. Государственным органам запрещается требовать для выдачи справок представления гражданами документов и (или) сведений, не предусмотренных в перечнях, за исключением документов, удостоверяющих их личность, дееспособность (гражданскую дееспособность), полномочия на совершение действий от имени и в интересах других граждан.

В случае необходимости получения не включенных в перечень документов и (или) сведений, подтверждающих факты, имеющие юридическое значение, и непосредственно относящихся к рассматриваемому вопросу, государственный орган, в который обратился гражданин и к компетенции которого относится решение вопроса, самостоятельно запрашивает такие документы и (или) сведения от государственного органа, иной организации, к компетенции которых относится их выдача. При этом представление документов и (или) сведений осуществляется в недельный срок со дня получения запроса, если иной срок не установлен законодательными актами.

В представлении документов и (или) сведений может быть отказано, если их выдача не входит в компетенцию государственного органа, иной организации, в которые поступил запрос об их представлении, либо эти документы и (или) сведения содержат информацию, относящуюся к государственным секретам, коммерческой или иной охраняемой законом тайне.

В случае, если законодательством предусмотрена плата за выдачу документов и (или) сведений, представление их государственному органу, направившему запрос, производится без ее взимания с приложением документа, содержащего требование об оплате выдачи этих сведений и (или) документов. Указанный документ вручается государственным органом гражданину, обратившемуся в этот государственный орган с заявлением, требующим выдачи справки, для оплаты. Оплаченный документ предъявляется гражданином в государственный орган до получения справки.

6. Размер платы, взимаемой за выдачу справок, не может превышать экономически обоснованных затрат, связанных с составлением справки.

7. Сроки выдачи государственным органом справок устанавливаются исходя из времени, требуемого для получения и обработки информации, необходимой для составления справки.

При необходимости проведения специальной проверки, получения дополнительной информации сроки выдачи государственным органом справок не могут превышать пятнадцати календарных дней, а в случае запроса сведений и (или) документов от других государственных органов, иных организаций - одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь. Исчисление этих сроков производится со дня подачи письменного или регистрации устного заявления гражданина в государственном органе.

Сроки, указанные в части второй настоящего пункта, не применяются в случаях, если для выдачи справки государственный орган запрашивает сведения и (или) документы от компетентных органов других государств.

Срок действия справки должен составлять, как правило, не менее шести месяцев.

8. В государственном органе в доступном для граждан месте (на информационных стендах, табло) размещается информация, за исключением относящейся к государственным секретам, коммерческой или иной охраняемой законом тайне:

* о структуре государственного органа и его руководителях;* о режимах работы государственного органа и приема граждан с заявлениями, по которым требуется выдача справок;* о перечнях, порядке заполнения и представления гражданами в государственный орган документов и (или) сведений, необходимых для получения справок, порядке выдачи справок, сроках выдачи и действия справок, а также о размере платы, взимаемой за выдачу справок;* о местонахождении, номере служебного телефона, фамилии, имени, отчестве, должности работника государственного органа, ответственного за выполнение соответствующих функций.

9. Запрещаются отмена приема граждан с заявлениями, по которым требуется выдача справок, нарушение установленных сроков представления документов и (или) сведений, нарушение установленных сроков выдачи справок по причине временного отсутствия работника государственного органа, ответственного за выполнение соответствующих функций.

Руководитель государственного органа обязан обеспечить своевременное и надлежащее выполнение функций временно отсутствующего работника другим работником государственного органа.

10. Руководитель государственного органа или уполномоченный им работник регулярно, но не реже одного раза в месяц, анализирует замечания и предложения граждан, касающиеся порядка работы с гражданами в государственном органе, в целях оптимизации деятельности государственного органа и устранения имеющихся в его работе недостатков.

11. Требование представления гражданами для выдачи справок документов и (или) сведений, не предусмотренных в перечнях, за исключением документов, удостоверяющих их личность, дееспособность (гражданскую дееспособность), полномочия на совершение действий от имени и в интересах других граждан, либо несоблюдение установленных сроков представления документов и (или) сведений, выдачи справок, либо неправомерное взимание платы за выдачу справок - влечет наложение штрафа на руководителя государственного органа, иной организации или на работника государственного органа, иной организации, ответственного за выполнение соответствующих функций, в размере от четырех до десяти базовых величин.

Право составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных в части первой настоящего пункта, предоставляется уполномоченным должностным лицам органов Комитета государственного контроля.

12. Действие настоящего Указа не распространяется на отношения, регулируемые уголовно–процессуальным, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным законодательством, законодательством, регламентирующим вопросы назначения пенсий, законодательством о конституционном судопроизводстве, лицензировании отдельных видов деятельности, совершении нотариальных действий, об обращениях граждан, а также о производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением пункта 11 настоящего Указа.

13. Совету Министров Республики Беларусь до 1 декабря 2005 г. обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Указом и принять иные меры по его выполнению.

14. Государственным органам в трехмесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с данным Указом.

15. Настоящий Указ вступает в силу с 1 января 2006 г., за исключением пунктов 13, 14 и настоящего пункта, вступающих в силу со дня официального опубликования Указа.

Президент Республики Беларусь А. Лукашенко

ОБ ОБРАЩЕНИЯХ ГРАЖДАН


ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

6 июня 1996 г . N 407-XIII

(Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь,

1996 г ., N 21, ст.376)

В редакции Закона от 1 ноября 2004 г . N 340-З (Национальный

реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г ., № 189,

2/1089) <H10400340>

[Изменения и дополнения:

Закон от 1 ноября 2004 г . № 340-З (Национальный реестр

правовых актов Республики Беларусь, 2004 г ., № 189, 2/1089)

<H10400340>.]

Настоящий Закон направлен на правовое регулирование обращений граждан с индивидуальными и коллективными предложениями, заявлениями и жалобами в государственные органы, иные организации (к должностным лицам), а также рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан.

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе,

и их определения

Для целей настоящего Закона применяются следующие основные понятия и их определения:

обращение - индивидуальное или коллективное предложение, заявление, жалоба гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (должностному лицу), изложенные в устной или письменной форме;

предложение - рекомендации по улучшению деятельности государственных органов, иных организаций (должностных лиц), совершенствованию правового регулирования отношений в государственной и общественной жизни, решению вопросов экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и общества;

заявление - ходатайство о реализации прав, свобод и (или) законных интересов гражданина (граждан), не связанных с их нарушением;

жалоба - требование о восстановлении прав, свобод и (или) законных интересов гражданина (граждан), нарушенных действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов, иных организаций или граждан;

индивидуальное обращение - обращение одного гражданина в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу);

коллективное обращение - обращение двух и более граждан в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу);

письменное обращение - обращение гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу), изложенное в письменной форме;

устное обращение - обращение гражданина (граждан), высказанное им (ими) на личном приеме должностному лицу государственного органа, иной организации;

повторное обращение - обращение гражданина (граждан) по одному и тому же вопросу в один и тот же государственный орган, иную организацию (к должностному лицу);

анонимное обращение - обращение гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу), в котором не указаны его (их) фамилия, имя, отчество либо данные о месте жительства и (или) работы (учебы) либо отсутствует личная подпись гражданина (граждан).

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на предложения, заявления и жалобы граждан (далее, если не определено иное, - обращения), за исключением обращений:

рассматриваемых в порядке конституционного, уголовного, гражданского, хозяйственного судопроизводства, а также производства по делам об административных правонарушениях;

для которых законодательными актами Республики Беларусь установлен иной порядок направления и рассмотрения в государственных органах, иных организациях (должностными лицами).

Статья 3. Законодательство об обращениях граждан

Законодательство Республики Беларусь об обращениях граждан состоит из Конституции Республики Беларусь, настоящего Закона, иных актов законодательства Республики Беларусь.

Статья 4. Право граждан на обращение

Граждане Республики Беларусь имеют право на обращение в государственные органы, иные организации (к должностным лицам). Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Беларусь, пользуются правом на обращение наравне с гражданами Республики Беларусь в пределах их прав и свобод, установленных законодательством Республики Беларусь.

Граждане вправе обратиться в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу) лично либо через своего представителя. Обращения от имени недееспособных граждан направляются их законными представителями.

Представительство интересов граждан при обращении в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу) в случае, указанном в части второй настоящей статьи, осуществляется на основании акта законодательства Республики Беларусь, либо акта уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, либо доверенности, оформленной в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Беларусь.

Статья 5. Гарантии прав граждан при рассмотрении обращений

Право на обращение реализуется гражданами добровольно.

Осуществление гражданами их права на обращение не должно нарушать права, свободы и (или) законные интересы других лиц.

Ограничение прав граждан либо получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, религии, убеждений, социального происхождения, имущественного или иного положения при обращении в государственные органы, иные организации (к должностным лицам) запрещается.

Должностные лица и иные работники государственных органов, иных организаций не имеют права разглашать сведения о личной жизни граждан без их согласия, а также сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну, ставшие им известными в связи с рассмотрением обращений.

Не являются разглашением сведений, указанных в части четвертой настоящей статьи, направление письменных обращений, поступивших в государственные органы, иные организации (к должностным лицам), к компетенции которых не относится решение вопросов, изложенных в этих обращениях, соответствующим государственным органам, иным организациям (должностным лицам) в соответствии с частью второй статьи 9 настоящего Закона, а также запрос и предоставление информации, необходимой для решения вопросов, изложенных в обращениях.

Не допускается ущемление прав, свобод и законных интересов граждан и членов их семей в связи с их обращениями в государственные органы, иные организации (к должностным лицам).

Статья 6. Организация работы по рассмотрению обращений

Руководители государственных органов, иных организаций обязаны организовывать работу по рассмотрению обращений в соответствии с требованиями настоящего Закона, иных актов законодательства Республики Беларусь об обращениях граждан и принимать в пределах своей компетенции необходимые меры для полного, объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений.

Ответственность за организацию работы с обращениями несут руководители государственных органов, иных организаций.

Ведение делопроизводства по обращениям осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

ГЛАВА 2

ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ, ИНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (К ДОЛЖНОСТНЫМ ЛИЦАМ).

ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ

Статья 7. Требования, предъявляемые к письменным обращениям

Письменное обращение должно содержать:

наименование и (или) адрес государственного органа, иной организации (должность, фамилию, имя, отчество должностного лица), в которые направляется обращение;

фамилию, имя, отчество гражданина, данные о его месте жительства и (или) работы (учебы);

изложение сути обращения (предложения, заявления, жалобы);

личную подпись гражданина.

К письменным обращениям прилагаются документы, подтверждающие полномочия лиц, которые обращаются от имени других граждан в случаях, предусмотренных частью второй статьи 4 настоящего Закона (копии доверенности, решения суда, свидетельства о рождении, акта государственного органа, других документов).

К письменным обращениям могут прилагаться копии решений (ответов), принятых (данных) ранее по обращениям должностными лицами государственных органов, иных организаций, а также иные документы, необходимые для рассмотрения обращений.

Письменные обращения, не соответствующие требованиям, указанным в частях первой и второй настоящей статьи, могут быть оставлены без рассмотрения с уведомлением граждан в пятидневный срок о причинах оставления обращений без рассмотрения. После устранения нарушений граждане вправе вновь обратиться в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу) в порядке, установленном настоящим Законом.

Анонимные обращения рассмотрению не подлежат, за исключением обращений, содержащих сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.

Статья 8. Сроки направления обращений

Направление гражданами предложений и заявлений в государственные органы, иные организации (должностным лицам) сроком не ограничено.

Жалобы могут быть направлены гражданами в государственные органы, иные организации (должностным лицам) не позднее трех лет со дня нарушения прав, свобод и (или) законных интересов граждан или со дня, когда им стало известно об их нарушении.

Должностные лица государственных органов, иных организаций вправе отказать в рассмотрении жалобы в случае пропуска срока, установленного частью второй настоящей статьи. Отказ в рассмотрении жалобы должен быть письменно мотивирован и направлен гражданину в пятидневный срок.

В случае, если срок, указанный в части второй настоящей статьи, пропущен по уважительным причинам (тяжелая болезнь, инвалидность, длительная командировка и другие причины), наличие которых подтверждается соответствующими документами, представленными гражданином, данный срок подлежит восстановлению по решению руководителя государственного органа, иной организации или уполномоченного им должностного лица, и жалобы рассматриваются в порядке, установленном настоящим Законом.

Статья 9. Порядок рассмотрения письменных обращений

Письменные обращения, направленные в государственные органы, иные организации (должностным лицам) с соблюдением требований настоящего Закона, иных актов законодательства Республики Беларусь об обращениях граждан, подлежат обязательному рассмотрению должностными лицами государственных органов, иных организаций, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в обращении.

Письменные обращения, поступившие в государственные органы, иные организации (должностным лицам), к компетенции которых не относится решение вопросов, изложенных в обращениях, в пятидневный срок направляются в соответствующие государственные органы, иные организации (должностным лицам) с уведомлением об этом граждан либо по данным обращениям гражданам в пятнадцатидневный срок дается ответ с разъяснением, в какой государственный орган, иную организацию (к какому должностному лицу) им необходимо обратиться.

Запрещается передавать жалобы граждан в государственные органы, иные организации (должностным лицам), действия (бездействие) которых обжалуются, за исключением случаев, когда рассмотрение данной категории обращений относится к исключительной компетенции этих государственных органов, иных организаций (должностных лиц).

Письменные обращения считаются разрешенными, если поставленные в них вопросы рассмотрены, приняты необходимые меры и гражданам письменно даны ответы в сроки, указанные в частях первой и второй статьи 10 настоящего Закона.

В случае отказа гражданина от своего письменного обращения в соответствии с абзацем третьим статьи 14 настоящего Закона должностное лицо государственного органа, иной организации, рассматривающее такое обращение, принимает решение о прекращении по нему производства, за исключением случаев, когда в обращении содержатся сведения о нарушении прав, свобод и (или) законных интересов граждан.

Статья 10. Сроки рассмотрения обращений

Обращения должны быть рассмотрены не позднее одного месяца со дня их регистрации в государственных органах, иных организациях, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в обращениях, а обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, - не позднее пятнадцати дней, если иной срок не установлен законодательными актами Республики Беларусь. При необходимости проведения специальной проверки, запроса необходимой информации руководители государственных органов, иных организаций, в которые поступили обращения, могут продлить указанный срок, но не более чем на один месяц с одновременным уведомлением об этом граждан.

Срок рассмотрения обращений, указанный в части первой настоящей статьи, при необходимости направления запросов в иностранные государства и (или) международные организации может быть продлен до шести месяцев руководителями государственных органов, иных организаций, в которые поступили обращения, с одновременным уведомлением об этом граждан.

Сроки рассмотрения обращений, указанные в части четвертой статьи 7, части третьей статьи 8 и части второй статьи 9 настоящего Закона, исчисляются со дня регистрации обращений в государственных органах, иных организациях.

Статья 11. Личный прием граждан

В государственных органах, иных организациях организуется личный прием граждан. Руководители государственных органов, иных организаций и уполномоченные ими должностные лица обязаны проводить личный прием граждан не реже одного раза в месяц в установленные дни и часы.

При устном обращении гражданин должен предъявить документ, удостоверяющий его личность.

В случае, если вопрос, изложенный в устном обращении, не может быть решен во время личного приема, обращение может излагаться гражданином в письменной форме и подлежит рассмотрению в порядке, установленном статьей 9 настоящего Закона.

Должностные лица государственных органов, иных организаций не вправе отказать гражданам в личном приеме при их обращении по вопросам, относящимся к компетенции данных должностных лиц государственных органов, иных организаций, в порядке, установленном настоящим Законом.

Если решение вопросов, с которыми граждане обратились на личном приеме, не относится к компетенции этих государственных органов, иных организаций (должностных лиц), соответствующие должностные лица не рассматривают обращения по существу, но разъясняют гражданам, в какой государственный орган, иную организацию (к какому должностному лицу) им следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращениях.

Статья 12. Повторные обращения

Повторные обращения (устные и письменные), в которых не приводятся новые доводы или вновь открывшиеся обстоятельства, рассмотрению не подлежат, если по ним имеются результаты исчерпывающих проверок и гражданам даны ответы в порядке, установленном настоящим Законом. При этом гражданам письменно сообщается, что повторные обращения необоснованны, и переписка с ними по данному вопросу прекращается.

Решение о прекращении производства по повторным обращениям принимают руководители государственных органов, иных организаций или уполномоченные ими должностные лица.

Статья 13. Обращения, направленные в средства массовой

информации Республики Беларусь

Обращения, направленные в средства массовой информации Республики Беларусь, подлежат рассмотрению в соответствии с настоящим Законом и законодательством Республики Беларусь о средствах массовой информации.

Статья 14. Права граждан при рассмотрении обращений

При рассмотрении обращений граждане имеют право:

знакомиться с материалами, связанными с рассмотрением обращений, в той мере, в какой это не затрагивает права других граждан и не противоречит требованиям законодательства Республики Беларусь об охране государственных секретов, коммерческой и (или) иной охраняемой законом тайны;

отказаться от направленных ими письменных обращений до принятия по ним решений государственными органами, иными организациями (должностными лицами), направив соответствующее письменное заявление в государственные органы, иные организации (должностным лицам);

обжаловать решения, принятые по их обращениям, в вышестоящие государственные органы, иные организации (вышестоящим должностным лицам) и (или) в суд.

Статья 15. Обязанности должностных лиц государственных органов,

иных организаций при рассмотрении обращений

Должностные лица государственных органов, иных организаций при рассмотрении обращения обязаны:

соблюдать требования, установленные настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь об обращениях граждан;

принимать меры для полного, объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений;

принимать законные и обоснованные решения;

письменно информировать граждан о решениях, принятых по результатам рассмотрения письменных обращений, аргументировав их принятие;

разъяснять порядок обжалования решений, принятых по обращениям;

обеспечивать контроль за исполнением решений, принятых по обращениям;

принимать в пределах своей компетенции меры по восстановлению нарушенных прав, свобод и (или) законных интересов граждан;

решать в установленном порядке вопросы о привлечении к ответственности лиц, по вине которых допущены нарушения прав, свобод и (или) законных интересов граждан.

ГЛАВА 3

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ОБ ОБРАЩЕНИЯХ ГРАЖДАН

Статья 16. Ответственность за нарушение законодательства об

обращениях граждан

За нарушение законодательства Республики Беларусь об обращениях граждан должностные лица государственных органов, иных организаций несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 17. Расходы, связанные с рассмотрением обращений

Государственные органы, иные организации (должностные лица) рассматривают обращения без взимания платы.

Расходы, понесенные государственным органом, иной организацией в связи с рассмотрением обращений, содержащих заведомо ложные сведения, могут быть взысканы с граждан в судебном порядке.

Президент Республики Беларусь А.ЛУКАШЕНКО

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ "О борьбе с коррупцией" от 15 июля 2015 г. № 305-З.


ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
15 июля 2015 г. № 305-З
О борьбе с коррупцией

Скачать

Памятка учащимся о предотвращения коррупции


Уважаемые учащиеся!

            В связи с проведением мероприятий по предупреждению коррупционного поведения в БГТУ «Витебский государственный технологический колледж», в том числе в целях предотвращения неправомерных действий во время экзаменационных сессий, обращаем Ваше внимание на следующее обстоятельство.
                Коррупция – это умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей (статья 1 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» от 20.07.2006 № 165-З).Некоторые учащиеся полагают, что передача денег или иных материальных ценностей преподавателю до, во время либо после сдачи экзамена (зачета), курсовой работы (проекта) не является коррупционным преступлением, но вместе с тем Уголовный кодекс Республики Беларусь содержит статьи, которые предусматривают ответственность за указанные деяния, совершенные учащимися. Так, учащиеся могут быть привлечены к уголовной ответственности за коммерческий подкуп (ст. 252 Уголовного кодекса Республики Беларусь), за дачу взятки (ст. 431 Уголовного кодекса Республики Беларусь), посредничество во взяточничестве (ст. 432 Уголовного кодекса Республики Беларусь).
            Что такое коммерческий подкуп?
Коммерческий подкуп – это передача индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, не являющемуся должностным лицом, денег, ценных бумаг, иного имущества или услуг имущественного характера за действие (бездействие) в интересах дающего, связанное с выполняемой этим лицом работой и заведомо способное причинить вред интересам собственника или его клиентам, либо предоставление такого вознаграждения.
Наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
            Что такое дача взятки?
            Дача взятки – это передача должностному лицу для него или для его близких материальных ценностей для приобретения выгод имущественного характера, предоставляемых исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить и использованием своих служебных полномочий.
Наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до пяти лет.
            Что такое посредничество во взяточничестве?
            Посредничество во взяточничестве – непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя.
Наказывается штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до четырех лет.Таким образом, учащиеся, в случае сдачи экзаменационной сессии посредством передачи денежных средств, иного имущества либо оказания услуг имущественного характера преподавателям, являются субъектами коммерческого подкупа и могут быть привлечены к уголовной ответственности.В связи с этим обращаем Ваше внимание на необходимость строгого соблюдения законодательства Республики Беларусь о противодействии коррупции.

 

Директора филиала М.И.Ивашкевич

Памятка преподавателям о предотвращения коррупции


Уважаемые преподаватели!

            В связи с проведением мероприятий по предупреждению коррупционного поведения в филиале БГТУ «Витебский государственный технологический колледж», в том числе в целях предотвращения неправомерных действий во время экзаменационных сессий, обращаем Ваше внимание на следующее обстоятельство.
                Коррупция – это умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей (статья 1 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» от 20.07.2006 № 165-З).Некоторые преподаватели полагают, что получение ими денег или иных материальных ценностей от учащихся до, во время либо после сдачи экзамена (зачета), курсовой работы (проекта) не является коррупционным преступлением, но вместе с тем Уголовный кодекс Республики Беларусь содержит статьи, которые предусматривают ответственность за указанные деяния, совершенные преподавателями. Так, преподаватели могут быть привлечены к уголовной ответственности за получение взятки (ст. 430 Уголовного кодекса Республики Беларусь), за вымогательство (ст. 208 Уголовного кодекса Республики Беларусь), принятие незаконного вознаграждения (ст. 433 Уголовного кодекса Республики Беларусь).Для предупреждения различных негативных последствий преподавателям следует уделять внимание манере своего общения с учащимися, в частности воздерживаться от выражений и жестов, которое могут восприниматься окружающими как просьба и согласие принять взятку.К числу таких выражений относятся, например:

            Кроме того, обсуждение определенных тем с учащимися может восприниматься как просьба о даче взятки.К числу таких тем относятся, например:- низкий уровень заработной платы преподавателя и нехватка денежных средств на реализацию тех или иных нужд;- отсутствие работы у родственников и т.д.Также определенные предложения, исходящие от преподавателей, могут восприниматься как просьба о даче взятки.Это возможно даже в том случае, когда такие предложения продиктованы благими намерениями и никак не связаны с личной выгодой.К их числу относятся, например, предложения:- предоставить преподавателю и/или его родственникам скидку;- воспользоваться услугами конкретной организации для выполнения работ, подготовки необходимых документов и др.Совершение определенных действий также может восприниматься как согласие принять взятку или просьба о даче взятки.Это, например: регулярное получение подарков; посещение увеселительных заведений вместе с учащимися и т.п.Для предотвращения дачи и получения взятки преподавателям необходимо вести себя крайне осторожно, вежливо, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться, как готовность принять предложения взятки.Таким образом, преподаватели, в случае принятия зачетов, экзаменов, контрольных, лабораторных работ, защиты курсовых, выпускных квалификационных работ за вознаграждение имущественного характера от учащихся и их представителей, являются субъектами коммерческого подкупа и могут быть привлечены к уголовной ответственности.В связи с этим обращаем Ваше внимание на необходимость строгого соблюдения законодательства Республики Беларусь о противодействии коррупции.

 

Директора филиала М.И.Ивашкевич

 


Просмотров: 10595